Комплаенс для блогеров

Выявление и снижение правовых рисков блогеров
15.05.2023

Что такое комплаенс?

Под комплаенсом понимается система мер по выявлению правовых рисков при осуществлении деятельности блогера и по их снижению.
Законодательные ограничения затрагивают всех, в том числе и блогеров, которые часто расширяют свою сферу деятельности, создавая свой бизнес.
Наиболее актуальными для данной сферы являются следующие риски:
  • договорные риски;
  • репутационные риски;
  • риски нарушения авторских прав;
  • риски нарушения рекламного законодательства;
  • налоговые риски;
  • уголовные риски.
Стоит отметить, что многие риски между собой тесно взаимосвязаны и при при определённых обстоятельствах могут перерастать друг в друга.
Комплаенс позволяет выстроить всю структуру деятельности блогера с выделением наиболее опасных зон.
После этого проводится работа с отдельными рисками для снижения вероятности их реализации.
Это могут быть меры по изменению структуры деятельности, по разработке локальных актов, инструкций, обучения блогера и его сотрудников и иные меры, которые разрабатываются индивидуально.

Photo by Piotr Chrobot on Unsplash

Виды рисков блогеров

Договорные
Блогеры привлекают подрядчиков для помощи в создании своих продуктов и для их дальнейшего продвижения. Все эти вопросы должны быть урегулированы при помощи договоров, которые позволят снизить риски нарушения сроков, выполнения работ ненадлежащим образом и иные.
Кроме того, реализуя свои марафоны, курсы, обучения, вебинары, блогеры также заключают договоры со своими подписчиками. Такой договор должен быть грамотным и учитывать нормы Закона о защите прав потребителей.
Особенно вопросы договорных отношений актуальны для тех инфлюенсеров, кто создает свои товары (одежду, косметику, парфюм, украшения).
Это обусловлено необходимостью урегулирования отношений с поставщиками, арендодателями и иными лицами.
Грамотный договор снизит риск его нарушения, позволит восстановить нарушенные права.
Репутационные
Вопросы защиты чести, достоинства и деловой репутации всегда стоят очень остро у публичных людей, так как могут негативно сказаться не только на имидже, но отразиться на финансовых показателях.
Закон защищает лиц от ложных и оскорбительных высказываний.
Важно это помнить, давая оценку кому-то из коллег.
В случае, если в отношении вас были допущены неправдивые высказывания, то также можно защитить права.
Для этого потребуется зафиксировать негативное и лживое высказывание и подтвердить факт его распространения.
В результате можно не только удалить информацию, но добиться публикации опровержения, а также компенсации морального вреда.
Авторские
Вопрос защиты авторских прав стоит рассмотреть с двух сторон:
  1. Защита автора
  2. Недопущение нарушений чужих прав
Если блогер создал свой продут, то его можно и нужно защищать при помощи авторского права.
Это позволит пресечь незаконное использование материалов, даст возможность взыскать компенсацию.

С другой стороны, важно использовать результаты работы третьих лиц только на законных основаниях. Например, путем заключения лицензионного договора, договора авторского заказа и иных правовых конструкций.
Рекламные
Одним из важных источников дохода блогера является реклама.
Однако не каждый блогер знаком с законодательными правилами и запретами, которые регулируют рекламную деятельность.
Существуют ограничения по рекламе БАДов, алкоголя и иных товаров.
Помимо этого, некорректные сравнения, ошибочные высказывания и иные ошибки могут стать причиной нарушения антимонопольного законодательства, так как создаются несправедливые условия, нарушающие нормы Закона о защите конкуренции.
Для того, чтобы избежать претензий и штрафов, стоит знать минимальные требования к рекламе и соблюдать их в своей деятельности.
Получить консультацию по вопросу
Налоговые
Существуют схемы налоговой оптимизации, однако в погоне за прибылью, не всегда осознавая противоправность действий, блогеры могут выстраивать не вполне легальные схемы.
В последнее время все чаще появляется информация о проведении налоговых проверок в отношении блогеров.
Это отражает актуальность и важность вопроса.
Налоговая длительное время обращает внимание на проблемы дробления бизнеса, а также на вопросы получения необоснованной налоговой выгоды.
Так как ФНС давно занимается проработкой данной тематики, то имеются письма и инструкции, в которых отмечены признаки незаконных налоговых схем.
Все это важно учитывать при выстраивании структуры своего бизнеса, регулярна проверяя соответствие бизнес-схемы нормам налогового права.
Уголовные
Уголовные риски являются наиболее серьезными, так как имеют персональный характер и могут стать причиной ограничения свободы.
Для блогеров уголовные риски становятся актуальны применительно к ст.159 УК РФ (мошенничество) и 198, 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов).
Дела о мошенничестве, как правило, пытаются возбудить из-за введения потребителей в заблуждение.
Однако бывают и более серьезные случаи. Например, продажа контрафакта под видом оригинальной бредовой продукции.
Уголовные риски по статьям за налоговые преступления часто являются следствием налоговой проверки, которая устанавливает серьезную сумму недоимки.
Таким образом, для минимизации уголовных рисков важно определить источники повышенной опасности и провести профилактическую работу по снижению рисков.

Статьи по теме

Контакты
+7-965-379-63-43
127006, Москва, ул. Малая Дмитровка, д.16, стр. 6, 2 этаж, МКА “Князев и партнеры”
usacheva@kniazev.ru
Контакты
+7-965-379-63-43
127006, Москва, ул. Малая Дмитровка, д.16, стр. 6, 2 этаж, МКА “Князев и партнеры”
usacheva@kniazev.ru